Дхарана.Начало.
***
В устойчивой дхаране концентрация похожа на масло,
которое льется непрерывной равномерной струей.
Это самый легкий и правильный способ определить степень своей дхараны.
Если сила концентрации неравномерная,т.е. эта струя масла то толще,то тоньше,
(если проще,то часть внимания все так же сосредоточена на внутренней точке,
но другая часть его скачет по обрывкам мыслей,или увлекается визуальными формами,
которые непременно возникают перед закрытыми глазами.),
Такая дхарана-дырявая.
Эта ошибка не свойственна начинающим-они больше грешат "лягушачими прыжками".
Это когда бдительность на секунду теряется,и какая-то шальная мысль открывает доступ большому "внутреннему диалогу",
потом "ой,что это я",и прыжок назад к точке сосредоточения.
Дырявая дхарана приходит гораздо позже.
Когда уже нет явных отвлечений,и точка между бровями удерживается стабильно,
но внимание еще реагирует на внешние звуки,цветовые пятна,силуэты на внутреннем экране,на изменение рисунка дыхания и т.д.
отмечая их не четкой мыслью,а какой-то тенью мысли,обрывком мысли.
Раз.Коснулся легонько-и назад в концентрацию.
Такая дырявая дхарана может длиться очень долго.
И без особых подвижек.
Потому что тело научилось сидеть неподвижно довольно долго.
Мысль уже не беспокоит своим стремлением встать и что-то срочно сделать
Дхарана есть,но в дхияну она не перейдет.
Если не работать над ошибками.
***
Для начинающих.
Если есть какие-то зачатки пратьяхары,и чувства развернуты внутрь,
то при правильной дхаране в ушах слышен специфический звук.
Это может быть высокое "И-и-и-и-и-и-и-и...",низкое гудение,звон,
Каждый слышит свой звук.Он всегда одинаков.
И это хорошо,потому что дает сигнал начинающему-начинается дхарана.
***
Для продолжающих.
Иногда дхарана не может перейти в дхияну из-за страха.
Есть такой момент в концентрации,когда погружаешься внутрь настолько,
что начинаешь терять себя.
Теряешь ощущение тела,внутри расширяешься и отождествляешься с внутренним пространством настолько,
что забываешь кто ты.
Как бы растворяешься.
В этот момент ахамкара судорожно дергается,заставляя прекратить процесс растворения.
Появляется страх:"Вспомню ли я себя,не произойдет ли с моим разумом чего-то непоправимого?"
Обычно все это заканчивается выбросом в обыденное сознание.
Страх этот можно перебороть,отпуская себя каждый раз немного дальше.
Оттягивать этот спазм насколько можно.
Т.к. удачная концентрация случается далеко не каждый раз,то процесс этот довольно длительный.
Хорошей помощью станет чтение опытов пережитого самаддхи различных практиков.
Личных дневников медитирующих и текстов на эту тему.
777
Главная страница.